Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » конференция 28.08.2015

Никифорова К.И. ПЕСНЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПЕСНЯ  КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

     Определение новых ориентиров образовательно-воспитательной стратегии, развитие педагогической теории, укрепляющей интегративные связи педагогики с другими научными дисциплинами, неизменно приводят к обогащению ее терминологии, создают внутринаучные условия для  расширения понятийно-терминологического аппарата педагогики.  В научный процесс входят такие понятия, как поликультурное образование и воспитание. «Поликультурное образование» «multicultural education»: толерантное воспитание, европейское воспитание, глобальное образование, кросскультурное воспитание и т.д. 

     Поликультурное образование и воспитание – новая область педагогической теории и практики, основные проблемы которой – целенаправленная разработка теоретических основ и практического принятия этнического и языкового разнообразия как необходимость составляющей общего образования.

     В современном мире существует большое количество технологий, методов, которые позволяют расширить кругозор детей  и в короткие сроки если не изучить иностранный язык, то хотя бы получить необходимые знания. Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов, является искусство, в частности – музыка и песни.

     Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Песня, с ее текстом, мелодией, является такой же неотъемлемой частью социокультурного достояния страны, как и её памятники, она отражает жизнь разных слоев общества, а музыка воспитывает, заставляет прислушиваться к другим.

     Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкальных творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации;

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространённым конструкциям;

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.;

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Прослушивание песни на уроке  требует большой концентрации внимания, способности сохранять и перерабатывать информацию. Прослушивание песни активирует такие структуры головного мозга, в которых происходит эмоциональная и мыслительная обработка информации (с воздействием на вегетативную систему).

Концепции использования песни на уроке иностранного языка:

  • психологическая (укрепляет память);
  • психогигиеническая (развивает интерес к музыке на уровне удовольствий);
  • функция настроения, выражения эмоций и чувств;
  • функция бессознательного изучения ИЯ;
  • функция решения коммуникативных задач.

    Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока; 
  • на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала; 
     
  • на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений; 
     
  • как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. 

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

   На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

    При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.

The Alphabet Song 
A, B, C, D, E, F, G, H, 
I, J, K, L, M, N, O, P, 
Q, R, S, and Y and Z 
Happy, happy we shall be 
When we learn our ABC's

    Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите.

Способы применения песен на уроках иностранного языка:

  • пение / прослушивание песен;
  • ритмичные движения под музыку;
  • обсуждение текстов песен, групп, певцов;
  • перевод текстов песен;
  • использование песен как источника для работы с грамматикой и лексикой;
  • передача определенного культурного содержания через песню;
  • эмоциональные выражения.

Задания на понимание песни:

  • Задания на понимание содержания

предтекстовый этап:

  • предложить визуальный контакт: иллюстрации, фотографии, картинки;
  • сопоставить: картинка – текст, картинка – картинка, текст – текст;
  • выстроить логическую цепочку (из отрывков текста или картинок).

текстовый:

  • выполнить задания на множественный выбор;
  • сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
  • сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка – картинка, звуковой текст – текст, текст – текст;
  • слушать и выполнять: пантомима, знаки, план ;
  • заполнить пропуски в тексте;

послетекстовый:

  • выполнить задания на множественный выбор;
  • сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
  • сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка – картинка, звуковой текст – текст, текст – текст;
  • задать вопросы к тексту по содержанию;
  • выразить свое мнение;
  • передать содержание;
  • вставить пропуски в слова;
  • подобрать ключевые слова к содержанию;
  • пересказать текст собственными словами или обыграть.

    Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

    Овладение иностранным языком, как средством общения, предполагает сформированность таких умений, которые позволили бы обучающимся строить свои высказывания в соответствии с намеченной коммуникативной целью, определенными условиями общения и правила поведения в обществе.

    Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: грамотное использование песни или музыки на уроках иностранного языка, на любом его этапе, помогает обучающимся не только повысить качество изучаемого языка, но и расширить кругозор, развить творческий потенциал.

Список использованных источников

  1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
  2.  Гебель С. Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ № 5, 2009. — с. 28–30
  3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супронова Л.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы// -М.:  Педагогика. – 1999. -3

 

Категория: конференция 28.08.2015 | Добавил: иванушкина (02.01.2016)
Просмотров: 366 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0