Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » конференция 28.08.2015

Вепрева Т.А. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

     Воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов - это вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

    Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия “толерантности” и  “гуманизма”, развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам.

   Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности. Поликультурное воспитание призвано подавлять межнациональные и межрасовые  конфликты, распространение фашистских идей.

    Необходимо отметить, что поликультурность, как качество личности, развивается с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различных социальных институтов, общественных организаций и образовательных учреждений.

    Изучение иностранного языка является одним из главных средств воспитания поликультурности. Школьник, изучая иностранный язык, вместе с языком приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности. Это становится возможным благодаря природной открытости и восприимчивости ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие. Если учесть, что приобретение опыта чаще всего происходит в монолингвальной (одноязычной) и монокультурной среде, в среде, в которой взаимодействуют субъекты – носители одной культуры, то ребенок усваивает “правила игры”, принятые только в определенном лингвосоциуме – сообществе носителей одного языка и одной культуры. Однако, как известно, современный мир ребенка многолик и многокрасочен с точки зрения, как языков, так и культур. И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Чтобы избежать этого и дать возможность детям адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, детей следует приобщать к иностранным языкам и через язык – к миру иных культур. Общество и школа, включая программу обучения иностранным языкам, способствуют решению проблемы межэтнической интеграции народов.       

Сейчас в качестве основной цели в области изучения иностранного языка выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Иностранные языки определяют в настоящее время языковую политику страны, а английский язык является языком №1 международного общения в мировом сообществе.

Формирование поликультурной личности непосредственно на уроках иностранного языка ведется через решение следующих воспитательных задач:  воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов; понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу; уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.

      Формированию поликультурной личности на уроках иностранного языка способствует использование интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.

      В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания меду народами.

   И именно учитель иностранного языка способен здесь внести свой вклад в формирование у детей толерантности, так как ребенок сталкивается на уроках иностранного языка с новой для него культурой, чуждыми ему идеями. Иностранный язык – инструмент, который должен обеспечивать    беспрепятственную коммуникацию, обмен идеями.

Владение другим языком является ключом к культуре другого народа, народа говорящего на этом языке. Неслучайно великий Гете говорил: « Ты столько раз человек, сколько ты знаешь языков.»

Одной из целей обучения иностранным языкам в современной школе становится воспитание уважения норм и специфики поведения представителей иных культур. Культура не существует вне своего живого носителя — индивид усваивает её через язык, образование, общение. Поэтому на современном этапе важную роль играет воспитание ребенка в культурном и поликультурном аспекте.

         Целью же поликультурного воспитания молодых людей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений. 

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
  • воспитание готовности к взаимному сотрудничеству.

Результатами поликультурного воспитания должны быть:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • способность общаться;
  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

   Являясь учителем иностранных языков, мне как ни кому другому интересна тема поликультурного воспитания. У меня есть хорошая возможность реализовать его на своих уроках.

На своих занятиях мы с учащимися рассматриваем и сравниваем этикет в культуре общения в России, Великобритании и США; национальные кухни и этикет застолья; музыку и быт; особенности проведения праздников, игр; учимся составлять диалоги, имитирующие различные жизненные ситуации, например обслуживание клиента или объяснение дороги к какому-нибудь месту (гостинице, аэропорту и т.д.).

      В современном мире полноценное образование зависит от степени владения иностранным языком как средством общения. Между языками существует непрерывная взаимосвязь, в результате которой обеспечивается сопоставление и перенос иностранного языка на родной язык. В процессе изучения иностранного языка родной и чужой языки взаимодействуют, вступая в сложные ассоциативные связи, которые стимулируют общее развитие личности обучающегося. Преподавание иностранного языка способствует формированию у обучающихся умения общаться, сосуществовать с людьми разных этнических групп, формирует богатый опыт социально-культурного общения, который является прочной базой приобщения к глобальным ценностям цивилизации.

Категория: конференция 28.08.2015 | Добавил: иванушкина (02.01.2016)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0