Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » конференция 28.08.2015

ВОЙЧАК А.Ю. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВОНОЙ ШКОЛЫ

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

В детстве человек социализируется посредством языка, тех норм и правил, которые прививаются ему в семье. В юности процесс социализации выходит на уровень межличностного взаимодействия в социуме. Вступая в фазу зрелости, процесс социализации для индивида выражается в ответственности. И в старости социализация будет заключаться в необходимости помочь молодому поколению найти свое место в обществе.

Социализацию можно разделить на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенную сферу человеческих взаимоотношений. Это личностная социализация, политическая социализация, правовая и так далее.

Что касается школы, все мы знаем, что изменилась социально-экономическая обстановка в стране, меняется модель поведения, видоизменяются нормы и ценности. Общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. Вопрос социализации выпускника, подготовки его к другой жизни, стал наиболее актуален. А для того, чтобы выпускник легко адаптировался, нужно уже в школе закладывать ему определенные правила поведения, давать ему определенные навыки, закалять и готовить его.

После окончания  школы, заканчивается и школьная опека, теперь ребенок сам отвечает за свои поступки и действия. Наблюдается высокая потребность в самопознании, нетерпение к чужому мнению, неумение вести дискуссию. И хорошо, когда по-прежнему рядом с ним  идут его родители.

Проблема выбора ВУЗа, поступления и не поступления (если он не поступает, то это шок, он не знает, что делать дальше, где себя реализовать), плюс на горизонте светит армия, на которую он никак не настроен.

Многие выпускники начинают после школы работать, появляются свои деньги, очень часто они не знают достойного применения им. Эти проблемы становятся значимыми вдвойне для детей «группы риска», им наиболее трудно выстоять в экстремальной ситуации, не сломаться.  Много проблем и у свежеиспеченных студентов из-за  слабого социального воспитания. Кто осознанно выбрал профессию, учатся с интересом и мотивацией те, кто случайно, - сталкиваются с массой проблем, поэтому они отчисляются или бросают сами. Не у всех есть навык работы с книгой, выделение главного, слабая саморегуляция, самоорганизация. Стремление  выбирать простую работу, без исследования.  Они часто не ставят жизненных целей, живут одним днем – все это болезни современности.

Молодежь сегодня развитее, рано взрослеет, у нее появляется раньше «информационное голодание» на нужные, социальные темы (тема брака и семьи, полового воспитания, взаимоотношения с противоположным полом, самоопределение в жизни, вопросы морали и ценностей и т.д.).

Педагоги и должны заполнить пустоты в его голове иначе это сделает социальная среда, компания, СМИ, а подросток не всегда может отбросить негатив и оставить позитив, у него еще не сформирован стержень, как у взрослого. Старые принципы и технологии, форма преподавания,  изжили себя. Сегодня нужно менять подход. Педагогу необходимо быть современным, коммуникабельным, творческим, знать и уметь пользоваться современными технологиями и техникой.

      Чтобы бывшие выпускники, не сталкивались с этим, мы уже в школе можем им помочь, можем не только учить, но и социально воспитывать.     Педколлектив школы, чтобы реально отвечать на актуальные запросы времени, должен сместить свое внимание с тех ценностей, моделей поведения и способов жизнедеятельности, которые были присущи времени нашего развития и отвечать запросом совершенно иной социально - экономической ситуации и трезво взглянуть на следующие факторы:

1. В какой мир предстоит выйти из школы выпускнику.

2. Какие способы взаимодействия в современном социальном мире наиболее эффективны.

3. Ориентация на какие социально-культурные ценности максимально обеспечат успешность освоения выпускником взрослого мира.

На что учителя должны обратить внимание? К основным объектам социализации необходимо отнести следующее:

 Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию;

 Определённость выбора учебного заведения;

 Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;

 Выработку системы жизненных приоритетов и ценностей;

 Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;

 Формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно – политическим процессам, происходящим в стране.

Иностранный язык рассматривается сегодня как условие успешной социализации личности в многополярном обществе, как орудие производства, как фактор сохранения духовной культуры общества.

     Высокий уровень владения не только родным, но и иностранным языком, правильная речь - сегодня это одна из визитных карточек интеллигентного и образованного человека ХХI века. Именно эту стратегическую задачу и призваны решать учителя иностранных языков: воспитать новое поколение людей, способных творчески, плодотворно и успешно жить и работать в непростых условиях современной действительности. Глубокое изучение иностранных языков является особенно важным в системе образования, поскольку от того, с каким уровнем двуязычной грамотности молодой человек выходит из учебного заведения, во многом зависит его дальнейшая личная и профессиональная судьба как гражданина России, гражданина мира.

Основной целью нашей педагогической деятельности должно являться создание необходимых организационно - педагогических условий для воспитания социально - компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации на рынке труда, использовать возможности иностранного языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.

 Для достижения этой цели необходимо  решение следующих задач:

•          создать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей каждого учащегося;

•          формировать общественную направленность, социальные мотивы поведения и деятельности подростков;

•          организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование  способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности;

•          использовать способы и приемы, направленные на становление активной позиции ученика;

•          вводить в педагогическую практику специальную систему упражнений;

•          создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазвитие и самовыражение;

•          воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и решать нестандартные творческие задачи;

•          развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навыки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.

    Исходя из поставленной цели и приоритетных задач, на основе имеющегося опыта работы можно предположить, что при создании необходимых условий в ходе обучения детей иностранному языку можно добиться развития личностных качеств учащихся, формирования определённого уровня социальных умений, наряду с умениями, характерными для данного предмета:

•          толерантность по отношению к иной культуре;

•          способность к иноязычному общению;

•          умение аргументировать свои мысли в контексте диалога культур;

•          извлекать новую актуальную информацию при помощи иностранного языка;

•          уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;

Благодаря тому, что обучение строится не на прохождении определённых тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества, например, «Экологические проблемы», «Что ты думаешь о своем будущем», «Проблемы подростков» (7 класс) ; «Как спасти планету? », «Кто твой лучший друг», «Выбор будущей профессии»( 8класс), ученики получают возможность обсуждать свои идеи, текущие события в жизни класса, города, страны, планеты, учатся высказывать своё отношение к происходящему, отстаивать собственное мнение.

В процессе изучения иностранного языка используются различные системы форм, методов, средств обучения и  типов уроков, помогающие учащимся развивать свои личностные качества, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

  • Технология коммуникативного общения, личностно-ориентированного развивающего обучения.
  • Технология группового общения. Технология сотрудничества.
  • Технология перспективно-опережающего обучения.
  • Case-study технология
  • Информационно - коммуникационные технологии
  • Создание проблемной ситуации
  • Метод проектов
  • Исследовательский метод
  • Интерактивные формы обучения (ролевая игра, устные дискуссии, нетрадиционные формы уроков)
  • Различные виды работ самостоятельного и творческого характера (Составление текстовых заданий, Составление вопросов, Презентации, Эссе и т.д.)
  • Различные групповые формы работы

Как поделить на группы:

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
Категория: конференция 28.08.2015 | Добавил: иванушкина (02.01.2016)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0