Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » конференция 28.08.2015

Мальцева Т.А. ИНОЯЗЫЧНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Каким в условиях введения ФГОС выглядит идеальный портрет выпускника современной школы? Это деятельный, любознательный, креативно мыслящий молодой человек, уверенный в своих силах и знаниях, обладающий исследовательскими способностями, коммуникабельный, имеющий навыки самоорганизации, настроенный на «обучение в течение всей жизни». Вот целевой ориентир современного учителя: сделать своих выпускников соответствующими данному стандарту, всех выпускников, даже детей с особенными образовательными потребностями. Это и является основной задачей инклюзивного образования, иноязычного инклюзивного образования.

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: право на получение образования имеет каждый ребенок. Кроме того,

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

В профессиональном стандарте педагога также прописаны целевые установки для современных учителей, реализующих инклюзивное иноязычное образование.

Профессиональный стандарт педагог

            7.       Владеть ИКТ-компетенциями

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и

профессиональные компетенции, необходимые педагогу для

осуществления развивающей деятельности)

               1.  Готовность принять разных детей, вне зависимости от их

реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния

психического и физического здоровья. Профессиональная установка на

оказание помощи любому ребенку.

              2.  Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные

проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

              3.  Способность  оказать  адресную  помощь  ребенку  своими

педагогическими приемами.

             4.  Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума.

            5.  Умение  читать  документацию  специалистов  (психологов,

дефектологов, логопедов и т.д.).

            6.  Умение  составлять  совместно  с  другими  специалистами

программу индивидуального развития ребенка.

            7.  Владение специальными методиками, позволяющими проводить

коррекционно-развивающую работу.

            8.  Умение отслеживать динамику развития ребенка.

           13.  Умение (совместно с психологом и другими специалистами)

осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных

программ начального и среднего общего образования, в том числе программ

дополнительного образования.

             16.  Умение  разрабатывать  и  реализовывать  индивидуальные

программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей

учащихся.

             17.  Умение формировать и развивать универсальные учебные

действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в

мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного

общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным

нормам) и т.д.

              18.  Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе

инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися:

одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные

ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными

потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями

поведения, дети с зависимостью.

Тема моего выступления: «Иноязычное инклюзивное образование: проблемы, решения, перспективы».  

Инклюзия  (от inclusion - включение) - процесс, при котором кто-либо или  что-либо     включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Инклюзивное образование (включающее) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Интеграция – выборочное помещение учеников с ОВЗ в обычные общеобразовательные школы.

Главным отличием инклюзивного подхода от интегрированного является глубина изменений социально-педагогической среды, основанная на полной перестройке  учебно-воспитательного процесса, создании полномасштабной социально-образовательной среды и высокой готовности всех членов микро- и макросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.

Дети с особыми образовательными потребностями:

  • Учащиеся с ОВЗ
  • Учащиеся-мигранты
  • Учащиеся, мотивированные на обучение
  • Учащиеся с девиантным поведением
  • Гиперактивные учащиеся
  • Учащиеся сельских школ

Как обучать этих детей иностранному языку? В нашем районе эти вопросы частично решены. Учащимся сельских школ предоставляется выбор дистанционного обучения (например, проект Телешкола). Дети с девиантным поведением и гиперактивные дети обучаются по индивидуальному образовательному маршруту (создание индивидуального учебного плана; уроки на дому). Учащиеся, мотивированные на обучение принимают участие в различных интернет-проектах, викторинах и конкурсах как регионального, так и федерального уровней (2015 год - участие группы учащихся МБОУ СОШ №1 в общероссийских соревнованиях клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»). Для учащихся с ОВЗ VI, VII, VIII видов созданы условия интеграции, специальные учебные программы и они обучаются в обычных общеобразовательных классах.

Обозначились две проблемы: как организовать учебный процесс для детей-инвалидов и детей мигрантов? Целью нашей деятельности будет разработать план совместных действий для решения обозначенной проблемы. Мы будем разрабатывать проект программы иноязычного инклюзивного образования на школьном уровне. Нам необходимо разделиться на группы, а внутри групп - на три подгруппы, участники которых будут работать по направлениям: нормативно-правовая база; материально-технические ресурсы; кадровые ресурсы.

Этапы создания проекта программы:  * определить комплекс мероприятий;

                                                                * определить ожидаемые результаты;

                                                                * определить индикаторы.

Риски и пути их преодоления

Внешние риски

  1. Психологическая неготовность родителей здоровых детей, которые далеко не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ.
  1. Информационно-просветительская работа; психологические тренинги.

 

  1. Психологическая неготовность здоровых детей к совместному обучению детей с ОВЗ
  1. Информационно-просветительская работа (классные часы правовой и морально-нравственной тематики), тренинги
  1. Неготовность общества к идеям инклюзивного образования

 

  1. Информирование общественности через СМИ, открытые мероприятия
  1. Отсутствие финансирования для  реализации эксперимента,
  1. Привлечение социальных партнеров.
  1. Психологическая неготовность детей с ОВЗ и их родителей к инклюзивному обучению
  1. Информационно-просветительская работа, психологические тренинги с детьми и их родителями, тьюторское сопровождение.

Внутренние риски

  1. Кадровые (отсутствие специальной подготовки у педагогов)
  1. Прохождение курсов профессиональной переподготовки (ТОИПКРО, ТГПУ и др.)
  1. Отсутствие в штатном расписание должности сопровождающий или помощник учителя (тьютор)
  1. Введение в штатное расписание должности тьютора
  1. Отсутствие специализированного оборудования на первом этапе эксперимента
  1. Привлечение социальных партнеров

 

Требования к организации учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями:

Учебники

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;
  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;
  • предоставление краткого содержания глав учебников;
  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;
  • использование маркеров для выделения важной информации;
  • использование предложений с пропущенными словами;
  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;
  • использование учетных карточек для записи главных тем;
  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;

Учебная программа:

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
  • альтернативные замещения письменных заданий;
  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

Работа в классе

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;
  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
  • поддержание тишины во время занятий;
  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
  • близость учеников к учителю;
  • использование кабины (наличие лингафонного кабинета) для индивидуальной работы;
  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг);
  • сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания

  • использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • демонстрация уже выполненного задания (например, выполненный проект);
  • близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
  • обеспечение помощи при передвижении.

Письменные задания

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Оценка знаний

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
  • акцентирование внимания на хороших оценках;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных работ;
  • использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

  • устное объяснение заданий;
  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
  • обеспечение учащихся списком слов с определениями;
  • неограниченное время для выполнения теста;
  • проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);
  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
  • разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
  • оценка правописания отдельно от содержания работы;
  • обеспечение напечатанными учебными материалами;
  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
  • написание первой буквы пропущенного слова.

Перспективой созданного проекта программы иноязычного инклюзивного образования на школьном уровне является доступное качественное образование для всех, социализация обучающегося.

Преимущества инклюзии для учителя:

развивать навыки работы в команде, в том числе позитивного отношения к проблемам как к новым вариантам для профессионального роста;

содействует выработке навыков ответственного отношения ко всем сторонам преподавания;

содействует преодолению монотонности в труде педагога;

повышает способность педагога составлять креативные задания;

формирует навыки взаимодействия с другими специалистами;

помогает принять идею  многообразия.

Категория: конференция 28.08.2015 | Добавил: иванушкина (02.01.2016)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0